2025 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994

Участники фестиваля

Павел Никифоров

(живопись)

Россия

Павел Иванович НИКИФОРОВ родился 22 сентября 1941г. в Горьком (ныне Нижний Новгород). По неофициальным данным, он родился в близлежащей деревне Княжиха. Его отец отвез туда семью, когда Горький бомбили.
Скончался 2 ноября 1993 года в Горьком.
Окончил Строгановку в 1970 году.
В 1964-65 гг. работал на Сахалине по распределению из художественного училища.
Член объединения художников на ул. Малая Грузинская с 1978 года.
Отец – Никифоров Иван Павлович. Работал начальником кузнечного цеха на оборонном заводе. Мать – Никифорова Лидия Михайловна – домохозяйка.
Старший брат, Рудольф Иванович Никифоров, 1936 г.р., был председателем философского общества в Горьком, где состоялась первая персональная выставка Павла Никифорова.

Моя позиция

Жизнь – вселенский дар. Творчество – дар вдвойне. Это крест, который человек несет с великой радостью и мукой. Господь создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что по Его воле человеку предначертано быть создателем.
Искусство для меня жизнь, а жизнь – искусство. На мой взгляд, в искусстве слито два начала. Во-первых, искусство – средство познания мира. Во-вторых, средство общения людей.
Все в мире предрасположено к единению. Иначе не было бы самого мира, многообразного в своем единстве и единого в своем многообразии. Искусство помогает узнать и познать самого себя – себя в огромном мире.
Вечный вопрос искусства о форме и содержании для меня решен. Форма говорит о содержании, а оно требует такой и только такой формы. Мое искусство не живопись и не графика в привычном понимании, а трансформация мысли в зрительный образ. Это – Работа. Иногда она оборачивается философским трактатом с эмоциональной подоплекой, иногда – тихим созерцанием. Мне не хотелось бы, чтобы мои работы заставляли на себя смотреть. Они приглашают участвовать в акте творчества. Уже законченные, они продолжают жить и развиваться – помимо моей воли.
В моей работе нет более важного и менее важного. Все первое. Первое – создание среды, в которой находится все то, о чем собираюсь поведать (не принимаю болтовни в искусстве). Первое – соотношение времени и пространства. Первое – статика и динамика, статика в динамике и динамика в статике, что не одно и то же. Первое – ритм. Первое – светоцвет и цветосвет. И только каждая работа – последняя. Все, что знаешь и умеешь, нужно вложить в нее кончиками пальцев души. У меня нет поэтому двух работ одинакового размера и формата. Каждая – единственная. Это связано напрямую и с моей системой, и с моей технологией.
Немного о технологии. Насколько я знаю историю искусств, в такой технике никто и никогда не работал. Это мое изобретение. Темы моих работ вечные, и технология рассчитана на века. Я пользуюсь левкасом, тем самым, на котором писали иконы, пережившие многие столетия. Процесс подготовки утомительно долгий, рождение картины – миг. Если родилось – праздник, а нет – начинай все сначала. И когда в итоге авторства в работе как бы и нет, а есть Работа, – это для меня высокая удача. Самые удачные не хочу даже подписывать.
Уже долгое время меня занимает конструкция мира – статика и жизнь этой конструкции – динамика. В основе конструкции – знак всех знаков: крест. В основе жизни – качающееся равновесие.
Свои работы я отношу к аналитическому искусству, точнее, концептуально-аналитическому. Нельзя написать слов, не зная азбуки, и я изобретаю новую азбуку для нового языка. Искусство, по моему убеждению, находится в тупике, к которому оно шло уже давно. После бесконечных «измов» некоторым художникам показалось, что возможен возврат к старому. Возврата, однако, не будет, - это противоречит логике развития. И моя азбука, надеюсь, станет одним из камней, которые лягут в основание будущего искусства. А оно уже заложено. Вспомним про супрематизм, «высшее» искусство, пришедшее слишком рано, как если бы паровоз появился в каменном веке. Это новое искусство, рожденное в России Казимиром Малевичем, многими не понято и потому не принято. Продолжатели есть, но их единицы; поле деятельности велико и не вспахано…
Из всего, что я сказал – или только хотел сказать, – следует, что подлинное творчество складывается из искры Божьей, опыта поколений и собственного – анализа, синтеза, вывода, решения и действия с Божьей помощью.
А перед работой – молитва:
Господи, помоги мне начать работу во имя Твое, продолжать – Тебе.

Павел Никифоров

Все участники фестиваля
Партнеры
Информационные партнеры