2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994

Участники фестиваля

Ирина Мащицкая

Великобритания

Даритель Российского фонда культуры. В 2002 году состоялась передача в дар РФК триптиха «Облако Неведения». Член Международного художественного фонда с 2002 года. Работы И. Мащицкой находятся в коллекции Российского фонда культуры, в Центральном государственном музее современной истории России, а также в частных и корпоративных коллекциях в Великобритании, США и России.

«Музыка сфер»

«Музыка сфер»… Это название восходит к Пифагору, к его «музыке или гармонии сфер».

Ирина Мащицкая работает большими циклами, объединенными не просто единым замыслом – что само по себе естественно – но скорее единым эмоциональным порывом, прорывом огромной внутренней работы художника в пространство холста.

Цикл работ, объединенных названием «Музыка сфер», – это фантастические пейзажи-абстракции. «Сюжетная линия» выражается только через цвет, и зритель подолгу общается с этими полотнами, растворяя свое настроение в их эмоциональном содержании. В этот цикл работ входит одна из программных картин художника «Шар познания». Второй вариант названия этой же работы – «Туннель реальности». Два названия картины предполагают не менее двух вариантов ее восприятия. Масса цвета, как некий сгусток энергии, обрушивается на зрителя. И ему дано либо слегка прикоснуться к шару познания, либо оказаться увлеченным красочным вихрем и вовлеченным в туннель реальности… Это полотно – визуализация альтернатив при выборе жизненной позиции, с которым сталкивается каждый.

Ирина Мащицкая – живописец, чье творчество не только в известной степени порождено и стимулировано музыкой, но и связано с конкретными музыкальными произведениями. Не случайно выставка получила «музыкальное» название: входящие в этот цикл произведения писались под звуки «Жар-птицы» Игоря Стравинского.

Многослойные многоцветные картины Ирины Мащицкой могут быть восприняты как своего рода матрицы. Ее живопись предполагает сосредоточенное созерцание – продолжительное всматривание, послойное прочитывание, если не вчитывание. «Прибежище», «Дыхание ритма», «Марсово поле», «Эпидемия ненависти», «Нечаянная встреча» – вот названия лишь некоторых работ, и они предполагают многовариантность интерпретаций.

Чрезвычайный интерес вызывает серия круглых (Ø=92 см) нефигуративных полотен, провоцирующих работу воображения зрителя, ведь в них практически стираются грани между понятиями «верх–низ», «левый–правый». Это картины-мобили. Они «движутся» даже в статичном положении. Вся серия состоит из двенадцати полотен, что может прочитываться как зодиакальный цикл. Двенадцать месяцев, двенадцать цвето-образов, созданных в соответствии с тонкими ассоциациями и аллюзиями художника. Серия открывается работой «Окрыленные сердца», за ней следуют «Миражи», «Полет мысли», «Первый поцелуй», «Жемчужина Любви», «Струны сердца», «Огненный туман», «Тень сомнений», «Зов», «Соединение сердец», «Притяжение», «Таинство». Серия связана с полиптихом «Вечная Истина», с его центральной частью – со «всевидящим оком», вписанным в черный квадрат. (Инсталляция с «Вечной Истиной» экспонировалась на первой персональной выставке Ирины Мащицкой в 2001 году)

Цветовая составляющая, вне всякого сомнения, представляет собой доминанту творческого мышления Ирины Мащицкой, живописца, выражающего все свои жизненные впечатления – музыкальные, зрительные, литературные – через цвет, цветом. Как у Максимилиана Волошина: «Все видеть, все понять, все знать, все пережить, все формы, все цвета вобрать в себя глазами, все воспринять и снова воплотить». В индивидуальном восприятии и воспроизведении цвета художник Ирина Мащицкая уподобляется композитору, способному в одной ноте различать многочисленные звуковые составляющие.

Серия работ Ирины Мащицкой «Музыка сфер» является подтверждением того, что цвет, одухотворенный и оплодотворенный талантом художника, способен вызывать столь же сильные эмоции, как и звук. Перефразируя Платона, можно сказать, что для Ирины Мащицкой «живопись – это величайшая музыка».

Натэлла Войскунская
Арт-директор Фестиваля, директор Фонда «Грани»,
ответственный секретарь журнала «Третьяковская галерея»


Все участники фестиваля
Партнеры
Информационные партнеры