Участники фестиваля
Александр Драговой
(живопись, графика)Россия
Читателям работы Александра Драгового знакомы прежде всего по иллюстрациям к самому первому изданию "Московской саги" Василия Аксенова и множеству других произведений художественной литературы, по серийному оформлению "Библиотеки истории культуры" или многотомной "Православной энциклопедии". Любителям изобразительного искусства Александр Драговой известен по многочисленным групповым и персональным выставкам. В них он предстает склонным к импровизации сложившимся художником со всегда узнаваемым творческим почерком. Его предельно обостренное миро- и цвето-ощущение создает мощное силовое поле, как магнит притягивающее зрителей.
Александр Драговой мыслит сериями и циклами: многочастные композиции для него – это расширение пространства свободы творческого выражения. После знаменитого ветхозаветного "Иова" появился пентаптих "Вечер" – авторский вариант новозаветной Тайной Вечери. Нельзя не обратить внимание на примененные в пентаптихе технические средства решения художественных задач: Александр Драговой избрал эффектный при всей своей неброскости стиль живописной недосказанности и недописанности, если не прямой пустоты – особенно мастерски у него "работает" белый не-цвет.
От "Иова" к "Вечеру" – таков путь креативного развития Александра Драгового. Художник задает вопросы – скорее всего, самому себе. И делает попытку ответить на них – скорее всего, опять же самому себе. Вечные вопросы – они потому и вечные, что никому не дано предложить окончательный ответ.
Земная жизнь, земные люди и их дела живописуются художником с почти религиозной трепетностью, возвышающей нас над земным и греховным. При этом А.Драговой счастливо избегает назидательной прямолинейности – он оставляет за зрителем право увидеть то, что ему, зрителю, видится или что он, зритель, готов понять и принять. Художник как бы подвергает испытанию зрительские интерес и воображение: зрителю не предлагаются никакие многозначительные подсказки, ибо названия работ нарочито непритязательны. Потому одни увидят в "Пути" или в "Путнике" смертельно усталого переживающего внутреннюю трагедию человека (Ecce Homo), а другие непременно прочтут картину как "Голгофу". Столь же полисемантичен пентаптих "Вечер", да и многие другие работы художника.
У каждой картины – свой "персонаж бессмертный", своя мелодия.
Александр Драговой уверенно ведет тему и в серии "Аллеи". Это тема дороги, пути по задуманному художником и при этом, кажется, заданному свыше маршруту. Деревья тянут ветви друг к другу, чтобы сомкнуться и образовать некое арочное защитное пространство над дорогой, по которой неминуемо нужно прошествовать, ведь Дорогу Судьбы не обойти, не миновать... На выставке представлены и две новые, написанные в этом году специально для фестиваля "Арт-ноябрь" серии: "Пир" и "Приглашенные". И вновь художник преподносит зрителю визуальную метафору. Лица "приглашенных", их "говорящие" жесты могут читаться и как "Последний пир", как "Последний ужин", если отталкиваться от англоязычной версии ("Last Supper" - "Тайная вечеря"). Художнику, как всегда, удается сохранить баланс между завершенностью и недосказанностью, между лиризмом и трагичностью.
Объединение двух серий в одном поле зрения способствует созданию эффекта паззла – как будто одну картину нарезали на равновеликие (то есть одинаково и притом по-своему великие) прямоугольники, каждый из которых визуализует определенную для него часть большого полотна. Мастерски написанные натюрморты "складываются" в богатый пиршественный стол, вокруг которого "собираются" приглашенные. В качестве нечасто встречающейся у Драгового подсказки к адекватному восприятию этих работ-паззлов служат коллажи – вырезки из газет и журналов. Взгляд невольно останавливается то на дате – 1917, то на слове "крест" (весьма вероятно, из рекламы сети магазинов "Перекресток"), а слово "начало" и слово "исцеление" прочитываются как одно целое. Не в таком ли нравственном и физическом исцелении – начало всех начал?..
Пишет ли художник пейзажи, натюрморты или жанровые сцены – везде и повсюду он взыскует ответа на один-единственный вопрос: "Как?". Как сложились красота и гармония Земли и Вселенной? Как соткан человек со всеми его очевидными противоречиями? Как протекает и куда проистекает наша жизнь? Вот и все многообразие творческих усилий Александра Драгового сводится по сути к написанию ОДНОЙ картины, вбирающей в себя Время и Место, точка пересечения коих – начало начал, вожделенный момент исцеления измученной души настоящим высоким искусством.
Александр Драговой современен в том смысле, как понимала это Марина Цветаева, говоря: "Современность в искусстве есть воздействие лучших на лучших..."
Все участники фестиваля